Конфликт расширяет?!

У конфликта есть 4 стадии (обычно мы об этом не знаем, идентифицируем его с одной из стадий и от того, что мы не видим там структуры, мы “плаваем” в нем)

1️⃣ Наслаждение жизнью (хаха, да, это первая стадия?)

2️⃣ Напряжение и конфликт (самая яркая стадия, там самая, которую мы знаем и на которой застреваем в некоторых случаях)

3️⃣ Переключение ролей (начала разрешения конфликта. Когда кто-то начал выходить из своей позиции в какую-то другую.)

4️⃣ Отстранённость (когда мы выходим из конфликта).

Несколько цитат на подумать (преподаватель Сербина Людмила, с обучения по процессуально-ориентированной терапии)

✨ Намного легче жить, когда есть опыт выигрыша, чем когда опыт проигрыша

(Особенно для ребенка важно, чтобы он знал, как это – выиграть у взрослого).

✨ Если ты много проигрываешь, проигрывал, какую силу ты брал в своем проигрыше? Она там точно есть. Быть в проигрыше и не один раз нужно намного больше силы и мужества продолжать жить.

✨ Если ты не победил, спроси себя: для чего я не победил? Что получил? Что не получил, проиграв?

Часто в оппоненте мы видим властную фигуру. Но как правило за ней стоит беспомощность (как пример, когда родитель кричит на ребенка, он кричит, потому что беспомощен как-то по-другому решить вопрос).

1️⃣ Можно увидеть, что мы оба беспомощны
2️⃣ Можно увидеть, что мы оба сильны

Если я беспомощна – чаще всего это попадание в свою детскую часть.

Помни, что есть и другая часть внутри – та, что про силу.


Почему важно работать с конфликтом?

1️⃣ Возможность обрести силу и расширение
2️⃣ Если избегаем, конфликт догоняет и проявляется с новой силой
3️⃣ Если подавлять, может проявляться на разных уровнях и выглядеть как подавленность, аппатия, депрессия и т.д.

Как сделать конфликт своим другом?

1️⃣ Посмотреть на него, как на возможность наращивать свою силу
2️⃣ Обеспечить себе группу поддержки (терапевт, друзья, сообщество схожих по интересам людей)

3️⃣ Исследовать свои чувства
5️⃣ Попробовать не вставать в позицию ниже
6️⃣ Завершить другие внутренние конфликты, которые могут быть причиной возникновения внешних конфликтов

КОГДА ЕСТЬ КОНФЛИКТ, У НАС ЕСТЬ 2 ОППОНЕНТА – ВНУТРЕННИЙ ОППОНЕНТ И ВНЕШНИЙ ОППОНЕНТ. ЕСЛИ ЗАКРЫТЬ КОНФЛИКТ С ВНУТРЕННИМ ОППОНЕНТОМ, ТО С ВНЕШНИМ РАЗБИРАТЬСЯ ЛЕГЧЕ!

Коротко – внешний конфликт так или иначе отражение внутреннего конфликта.

Что осознаёте, чувствуете, думаете после прочтения?

И сразу хочу поделиться моей личной историей про конфликт в детстве, благодаря которому я получила ценный навык выигрыша. Этот навык очень сильно помог мне потом в жизни. Из теории по конфликту, если помните, была информация, что, выиграв в детстве конфликт хотя бы единожды, потом гораздо легче жить.

В момент, когда разбирались психологические нюансы такого выигрыша, адаптирующего к большей успешности по жизни, я вспомнила, что у меня в подростковом возрасте была достаточно яркая ситуация. Я мгновенно начала осознавать все внутренние и как следствие внешние последствия того выигрыша. И могу подтвердить, что теория верна.

Ситуация заключалась в том, что в 9 классе я поменяла школу. Мне было достаточно тяжело. Смерть близкого человека, переезд, новая школа, разные другие обстоятельства. И тут я попадаю в класс, где существует группа девочек, которые всех задирают. По поводу и без.

Стратегия учителей – либо делать вид, что ничего не происходит (то есть на сторону детей, которых обижают, они не вставали), либо делать замечания задирающим девочкам разбираться вне уроков, что в итоге заканчивалось “ах, раз не на уроке, то мы выловим вас после школы”.

Я этих задираний и вылавливаний боялась, потому что я была совсем не агрессивная, не могла ни дать сдачи, ни парировать матерными батареями слов. Мне вообще не было понятно, в чем смысл этих стрелок за школой и задираний тех, кто в принципе их не трогает от слова совсем.

На протяжении примерно года меня периодически задирали, придумывали прозвища, комментировали мою внешность, когда я стояла у доски и тд.  Из школы я уходила побыстрее и с удовольствием. А где-то через год на уроке литературы, в то время, когда учитель с пеной у рта рассказывала о могучем и великом языке, эти девочки кидали спичками в меня и мою одноклассницу, сидевшую рядом.

Помню, что мне была очень интересна тема урока, никакие взгляды и просьбы от спичек не помогали, а учительница явно видела происходящее и игнорировала это.

Очень ярко помню момент, когда моя чаша терпения переполнилась, моё тело залила очень яркая и плотная энергия, которая подняла меня с парты, я ничего осознанно не планировала. Всё происходило так, как будто во сне. Как будто я – это не я. Я вскочила со своего места, схватила девочку, кидавшую в нас спички, за волосы и с трехэтажными матами стала бить её головой об парту, если она ещё раз коснется меня как либо. Конечно, агрессия, которая поднялась, была не только про эти спички, они просто были последним пазлом.


Смутно помню все остальное. Помню, что была гробовая тишина в классе. Помню, что учительница потом сказала своё коронное “разбираться нужно вне уроков и вне школы”. Помню, что когда я села обратно на своё место, у меня тряслись коленки и хотелось плакать. Но до окончания школы меня потом никто не трогал. Меня боялись! А я получила уверенность, что смогу за себя постоять. Это очень сильно помогло мне потом по жизни. И масштаб я смогла осознать только сейчас.

Кстати, этот опыт очень сильно пригождается в работе с детьми, которых дразнят в школе.

А у вас были в детстве ситуации выигрыша в конфликтах?